ЖИЗНЬ В РИТМЕ САЛЬСЫ

Столица Кубы, пожалуй, один из самых атмосферных и фактурных городов Центральной Америки. Первое, что бросается в глаза, – колониальная архитектура, изящно дряхлеющая со временем. Новенькими выглядят лишь знаковые сооружения: Капитолий, Католический собор и еще несколько построек. Улицы же изрядно потрепаны. Некогда роскошные особняки, не выдержав испытания временем, превратились в банальные коммуналки. В одном из таких домов, в самом центре Гаваны, прожила долгие годы Вивьен, очаровательная местная жительница, которая вызвалась показать нам свой любимый город.

С Виви мы встретились на пороге дома, куда несколько лет назад она переселилась с родителями и мужем. Просторная квартира, окна которой выходят на тихую, историческую улицу, – предмет гордости и многолетнего труда нашей приятельницы. Отказывая себе во всем, даже в детях, она лишь ближе к 50 годам смогла приобрести собственное жилье. Чуть позже мы посетили коммунальную квартиру, где выросла Вивьен. Высокие потолки, лепнина, солидные двери и витражи напоминают о былом величии здания. В настоящее время дом разделен на клетушки, где ютятся многочисленные семейства.

В Гаване время словно замерло в середине прошлого века. По улицам резво носятся ретроавтомобили. Забавно, но, за исключением парочки китайских кроссоверов, я заметила лишь американские или советские авто 50-х, 60-х годов. Неудивительно, что на центральной площади базируется автопарк, мимо которого редко удается проскочить неравнодушному туристу. Вскоре и мы уже сидели в желтом кабриолете, который якобы возил самого Юрия Гагарина. Мы любовались набережной, пышными садами, памятниками архитектуры и площадями. В безумном вихре смешались сооружения испанских завоевателей, «советские» кварталы и ультрасовременные здания. Вскоре на холме, в окружении чудесного сада, возник культовый отель «Националь». Построенный в 1930 году, он приводит в восторг всех гостей Острова свободы. И мы не стали исключением. «Националь» известен своей историей, яркими событиями и знаменитыми постояльцами. Я пыталась угадать в его обитателях дипломатов, звезд и аристократов. Но, как выяснилось, в настоящее время здесь останавливаются в основном туристы, желающие насладиться атмосферой великолепия и старинной роскоши. Лифт, часы, кофейный столик, ящик для писем, стойка портье, форменная одежда персонала словно переносят в другое столетие. Дух времени отлично сохранен. Наша собеседница рассказала, как однажды в юности потратила месячный заработок, чтобы попить чай со свежей выпечкой на террасе отеля. Настолько притягательным было для Виви это место.

Позже, гуляя по колоритным улочкам, мы наслаждались потрясающим кофе в крошечных домашних ресторанчиках. Я с восторгом подмечала, как полны жизни и энергии кубинцы. Они с удовольствием проводят время с детьми и друзьями, танцуют в парках и кафе, с готовностью знакомятся с туристами и всячески пытаются помочь. В Гаване я чувствовала себя в атмо­сфере полной безопасности и чарующего дружелюбия.

Мне запомнился необычайно красочный квартал Кальехон-де-Хамель, где известный художник Сальвадор Гонсалес Эскалона разрисовал все фасады домов, а затем добавил невероятные инсталляции и композиции из всех мыслимых и немыслимых материалов. Увлечение Сальвадора африканской культурой и религиями племен не удивительно, ведь кубинцы – потомки рабов-африканцев и господ-испанцев. Это нашло отражение в сюжетах, формах, линиях, красках. Позже на улице возникли галереи художника и его учеников, появились бары и рестораны. Здесь танцуют сальсу и румбу, проводят шоу-программы и мастер-классы.

На ужин Виви пригласила нас к себе домой. Ни секунды не сомневаясь, с радостью приняли предложение. Потрясающее гостеприимство кубинской семьи превзошло все наши ожидания. Мы купили ром и лобстеров, которых Виви заказала «из-под прилавка». В стране, окруженной богатейшим Карибским морем, проблематично достать не только деликатесы, но и рыбу. Многие продукты здесь выдают по карточкам, а в магазинах полупустые прилавки напоминают о годах тотального советского дефицита. Шампуни, мыло и крема приобрести довольно трудно. Зная об этом, мы привезли нашим друзьям дефицитные подарки. После вкуснейшего ужина нас учили танцевать фирменную сальсу. Нехитрые движения лихо исполнял вместе с нами отец Виви. Бывший военный, которому исполнилось девяносто, заряжал своей энергией и позитивом. Пережив годы, полные потрясений и трудностей, Чичо радуется каждому дню. Он играет в шахматы, читает стихи и яростно болеет за любимую футбольную команду.

С той поездки прошло несколько лет. Не знаю, как сегодня живет семья Виви. К сожалению, они не выходят на связь. Но воспоминания о встрече в прекрасном городе греют мое сердце. Это место, где тебе улыбаются. Где эмоции от впечатлений бьют через край. Где солнце не садится, а резко падает. Здесь сохранили первозданность и очарование исторических объектов. Город-винтаж снится и не отпускает меня. Уверена, что снова окажусь в Гаване, и очень надеюсь, что современность не испортит его старинную красоту.

Светлана ЯКУНИНА
Фото автора, zsbooka.livejournal.com

На главную
Яндекс.Метрика