Виктор ВЬЮШКОВ за долгую творческую жизнь написал огромное количество работ в технике, которой сегодня владеют немногие. Основные мотивы его картин – природные пейзажи, прелесть которых передает особенность акварельных красок.
– Виктор Васильевич, как Вы начинали?
– Склонность к рисованию у нас семейная. Мой старший брат Иван Васильевич не только стал профессионалом, но и занимался педагогической деятельностью в художественной школе в Васильево. Рисовали и другие братья. Я свой первый урок получил в таежной школе в поселке Американка Кемеровской области, где жили рабочие золотопромышленного рудника, владельцем которого когда-то был американец, отсюда и название. Рисование у нас преподавал фронтовик. Он увидел мои первые попытки, показал собственные эскизы и рекомендовал не бросать эту стезю, уверив, что толк будет.
– Но Вы не пошли обычным путем: художественная школа, специализированный вуз?
– В Свердловске меня приглашали в местное художественное училище, но на тот момент я уже был студентом лесотехнического факультета, выбрав лесное дело как профессию и оставив живопись в качестве хобби. Будучи инженером, стал трудиться по специальности в поселке Васильево. Здесь получил богатый материал для моей последующей художественной деятельности. И вдохновение, конечно!
– Почему выбрали акварель?
– На мой взгляд, данная техника совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики. Масляная живопись жесткая, по колориту масло не очень прозрачно, а мазок обладает специфичной рельефностью. Акварель же нежна, здесь нет и не должно быть резких переходов. Она мягкая, теплая и в то же время сочная! Лучше передает ощущение воздушности, невесомой перспективы. Изображение создается практически без остановки и, как правило, «в одно касание», то есть кисть касается отдельной части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность, легкость, и художников, работающих в такой технике, очень мало – она довольно сложна для исполнения. Акварель должна литься, бежать, струиться, разливая краски по этюду.
– Какие художники Вас вдохновляют?
– Из классиков выше всех ставлю Коровина, стремлюсь понять и освоить приемы его письма. Мне нравится изучать этюды передвижников. Прославленные картины Шишкина, Левитана, Коровина общеизвестны, но особенно интересно с профессиональной точки зрения посмотреть на этюды. Именно по ним я изучаю мастерство классиков.
– Наверное, начало узнаваемости художника можно считать с первого публичного показа?
– Выставок у меня было немало. Три раза участвовал в «Большой Волге», она проходит раз в три года. Это масштабно и очень престижно. Два раза мои картины ездили в Уфу и один раз – в Чебоксары. В столице Чувашии комиссия несколько работ отобрала для показа в Третьяковской галерее, в их число попало изображение васильевской реки Сумки. После московской выставки я стал членом Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО. Мои картины выставлялись на мероприятиях, посвященных 1000-летию Казани.
– Что Вы пишете, кроме полюбившегося Васильево?
– В Испании – морские пейзажи, мне очень нравилось наблюдать и воплощать в картинах утреннее и вечернее море. В Финляндии сделал несколько городских видов, но больше работал на природе, которая в этой балтийской стране очень красива. Конечно, поездил по России: Новосибирск, Кемерово, Ростов, Архангельск, Астрахань, Тула. Очень люблю поля под Казанью, где волны полевых цветов. Самое любимое направление в Татарстане – от Казани в сторону Ульяновска. Есть большая общая картина Свияжска – остров с большого расстояния. И сейчас готовлю масштабное полотно для выставки на острове-граде – церковь святых Константина и Елены.
– Ваши произведения есть в частных коллекциях?
– Точно знаю, что есть в Японии, Швейцарии, Финляндии, недавно 15 работ купили китайские туристы. Мои картины есть в частных коллекциях Олега Янковского, Александра Збруева, Галины Вишневской. В Раифском монастыре картину подарили Елене Образцовой. Покупают разные люди, и, конечно, я уже не отслеживаю географию.
– С Вашей точки зрения, как необходимо оценивать произведения художника, каков критерий?
– Я думаю, что хорошая энергия не от каждого автора идет. О живописи можно сказать: картина в дом – негатив из дома. Мне на выставке в Раифском монастыре посетители говорили, что от моих работ идет добрая энергия. Это лучшая оценка! Но работы надо читать, а не просто смотреть. Тогда можно понять, что мастер хотел сказать. Если он воплотил образ, это ведь не просто так, его ведь что-то захватило. Может быть, отражение в воде или дымка в воздухе – нечто такое, от чего изображение на холсте или бумаге начинает говорить со зрителем. Если художник смог этого достичь, тогда его работы нравятся людям и можно смело сказать: пейзаж, портрет или натюрморт написаны с душой, они прекрасны!
– Виктор Васильевич, благодарю за интересную беседу. Удачи Вам и вдохновения!
Наталья ЭЛЛЕР