В 2024-м Елабужскому автомобильному заводу исполняется 40 лет. За эти долгие годы в летописи истории предприятия были только достойные страницы. А начиналось так: в 1984-м в Елабуге стартовало строительство Камского тракторного завода (КамТЗ). Сюда на комсомольскую стройку приехали специалисты из разных уголков страны. Но четыре года спустя, 9 августа 1988 года, был издан приказ министра автопрома СССР о передаче КамТЗ Минсельхозмаша в ведение Минавтопрома. Именно тогда и появилась аббревиатура ЕлАЗ – Елабужский автомобильный завод. Позже здесь открыли производство автомобилей Chevrolet Blazer и Opel. Елабужский завод стал первым в России по сборке иномарок.
На рубеже 1990-х и 2000-х предприятие начало сотрудничество с компаниями нефтедобывающей отрасли, производя для них подъемные агрегаты для ремонта и бурения скважин, а также цементировочные агрегаты.
Сегодня ЕлАЗ продолжает изготавливать спецтехнику для нефтяной промышленности, подъемные и цементировочные агрегаты на различных шасси и дорожно-строительную технику (экскаваторы-погрузчики, автогрейдеры).
Генеральный директор АО «ПО ЕлАЗ» Игорь Осянин рассказал нашему корреспонденту об истории и настоящем предприятия, поделился планами на ближайшее время.
– Игорь Владимирович, какие проекты и события в истории завода наиболее значимые?
– Прежде всего перемещение производства в 2007 году. Административное здание и заводской корпус на 52 тыс. кв. метров под одной крышей мы построили за девять месяцев. Стройка велась круглосуточно.
– Чем была вызвана такая необходимость?
– Мы тогда уступили свои производственные площади компании Особой экономической зоны – «Северсталь-авто». А сами начали искать место для строительства. Выбор пал на площадку, где раньше стоял завод стальконструкций. Местность была заболоченной, занимались ее осушением. Задача казалась невыполнимой, сроки назначили нереально короткие. Но руководство, я считаю, приняло правильное решение – каждому руководителю дали конкретный участок. Все основные работы производили своими силами. У нас тогда была мощнейшая строительная компания «ЕлАЗстрой», свое проектное управление. На видном месте висел плакат: «ЕлАЗу – быть!», и велся счет дням до окончания стройки. В марте начали строительство и до осенних холодов закончили герметизацию корпуса. Производство не останавливали. Быстро и слаженно перевозили станки на новые площади, и они продолжали работать. Даже деталь иногда из токарного патрона не снимали. День машиностроителя в сентябре того же года отмечали уже в новом корпусе завода. При этом не потеряли ни одного заказчика, сохранили всю номенклатуру и оборудование, не урезали социальные программы. И даже кредиты, которые взяли, успели погасить до кризиса 2008 года.
– Что еще стало определяющим в судьбе ЕлАЗа?
– Одно из таких событий – получение в 2001 году сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO 9001. Недавно в очередной раз подтвердили его действие. Это нас очень обязывает и мотивирует. Качеству продукции уделяем самое серьезное внимание на всех этапах производства.
Крупным проектом в 90-х стало освоение производства огромного количества комплектующих для автомобильной промышленности – заводов КАМАЗ, ГАЗ, ВАЗ и др. КАМАЗу после пожара на заводе двигателей крайне необходима была помощь в производстве большой номенклатуры деталей. Трудились в три смены. С большим упорством осваивали новое оборудование, научились изготавливать высокотехнологичные детали и узлы.
Еще один важный проект связан с автомобильным заводом ГАЗ. Когда этот завод переходил на выпуск нового 16-клапанного двигателя, наши сотрудники организовали обработку и сборку головок блока цилиндров для автомобилей «Газель» и «Волга», и мы полностью обеспечивали потребность конвейера ГАЗа, пока он не запустил свою автоматическую производственную линию.
Со временем остро встал вопрос об освоении собственного продукта. И тогда мы изготовили первые экземпляры спецтехники для нефтяников – цементировочный агрегат АЦ-32 и подъемный агрегат для ремонта скважин АПРС-40 на базе автомобильных шасси. Для нас – событие огромной важности. Мы поняли, что нашли свою нишу.
В процессе развития производства нефтяной спецтехники осуществили разработку и освоили собственное производство полуприцепов и самоходных шасси для применения в качестве транспортной базы для данной техники. На заводе создана и успешно работает сервисная служба по обслуживанию нашей спецтехники. В 2002 году мы начали сборочное производство тракторов «Беларус» и запустили конвейер. Торговый дом МТЗ – ЕлАЗ занялся реализацией данной техники. А в последующие три года освоили свыше десяти наименований спецтехники на базе этих тракторов: экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, машины для коммунальной сферы и пр. Очень большой перечень. В то время мы вышли на цифру 4600 тракторов в год, что стало настоящим рекордом.
Вскоре освоили гидролифт (гидроподъемник) – полезная штука, устанавливается на трактор сзади, между плугом и подъемником. Благодаря приспособлению вспашка становится равномерной, без заглубления и выхода наружу.
Следующей непростой задачей стало производство экскаваторов-погрузчиков ELAZ BL модели 880 и 888, и мы с ней справились. В настоящее время ЕлАЗ является единственным в России предприятием, имеющим столь высокий процент локализации производства по данному виду продукции.
– Что выпускает ЕлАЗ сейчас?
– Продукцию по двум основным направлениям деятельности: первое – разработка и производство нефтяной спецтехники: подъемных агрегатов для ремонта и бурения скважин различной грузоподъемности, цементировочных агрегатов, насосных и смесительных установок; второе – разработка и производство дорожно-строительной техники: экскаваторов-погрузчиков, автогрейдеров различных моделей.
– Какая продукция наиболее востребована?
– К счастью, вся востребована. По объемам продаж первой идет нефтяная спецтехника, на второй позиции – экскаваторы-погрузчики, затем – автогрейдеры.
– Куда идут поставки?
– География широкая: Западная Сибирь, юг России. На Сахалине работают наши машины. А еще в Сербии, Казахстане, Азербайджане, Узбекистане. И на предприятиях Татарстана, конечно.
– Каковы итоги первого полугодия 2024-го?
– Объем производства, работ и услуг составил 3014 млн рублей. Реализовано продукции на 2759 млн рублей, рост, в сравнении с показателем соответствующего периода прошлого года, 110,7%.
– Сколько работников на заводе? Какова их социальная защищенность?
– У нас трудятся более 800 человек. Средняя заработная плата – 72234 рубля. Социальным программам уделяем много внимания. Даже в самые трудные кризисные времена никогда не задерживали выплату зарплаты. Наши люди обеспечены питанием, средствами индивидуальной защиты, есть у нас свой медпункт. Закупили недавно четыре новых автобуса для перевозки работников. Приобретаем машины, станки, роботов, которые значительно облегчают труд. В коллективе не только елабужане, приезжают люди из соседних регионов, они размещаются в комфортных условиях – недавно купили и отремонтировали для них пять квартир, в которых есть все необходимое. Помогаем мобилизованным и членам их семей.
– Игорь Владимирович, каким Вам видится будущее ЕлАЗа?
– На мой взгляд, перспективы у предприятия очень хорошие. В наших планах – автоматизация, роботизация, совершенствование конструкций и выход новых модификаций техники, в последующем – «умные машины». Иначе нельзя, ведь техника стремительно развивается и быстро устаревает. Пришло время, когда беспилотные машины на месторождениях полезных ископаемых в карьере, на дороге должны управляться программно с единого диспетчерского пункта. Данным направлением мы сейчас занимаемся. А работаем последовательно, в этом наша сила. И если о чем-то говорим, то у нас слова с делом не расходятся.