Балет «ТЕСЛА»: гениальность языком пластики




Начало ноября в культурной жизни столицы Татарстана ознаменовалось ярким и долгожданным событием. VII Фестиваль современного балета #StagePlatforma на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля вновь показал историю одного из самых известных людей с диагнозом «множественная личность» – Билли Миллигана, а также представил мировую премьеру одноактного балета «Тесла», посвященного гению электричества – Николе Тесле, чьи новаторские идеи и разработки изменили мир.

Фестиваль #StagePlatforma, инициатором, идеологом и бессменным художественным руководителем которого выступил премьер нашего театра, заслуженный артист РТ Олег Ивенко, начинался в 2018 году на сцене Дома актера им. М. Салимжанова, позже обрел поддержку Минкульта РТ и руководства ТАГТОиБ, а также благотворительного фонда «Татнефть». И вот в прошлом году зритель увидел полноценный двухактный спектакль «Личности Миллигана» на музыку Эльмира Низамова в хореографии Олега Габышева. За прошедший год «Личности Миллигана» показали в Москве и Альметьевске, а в числе его исполнителей не только цвет труппы ТАГТОиБ Антон Полодюк, Вагнер Карвальо, Аманда Гомес, Олеся Пичугина, Александра Елагина, Дина Набиуллина, Анастасия Власова, Артем Белов, но и артисты лучших театров России и не только: Георги Смилевски и Георги Смилевски-младший из Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Людмила Хитрова из Большого театра Беларуси, а также приглашенный солист петербургского Театра балета имени Л. Якобсона Дмитрий Соболевский. «Личности Миллигана» в рамках фестиваля этого года показали дважды, но в разных составах. Незаменимым остался только Олег Ивенко, который исполняет партию самого Билли. Словом, спектакль обрел полноценную творческую жизнь и может украсить афишу любого музыкального театра.Премьера фестиваля этого года – одноактный балет «Тесла». Его создатели (та же авторская команда: Олег Ивенко, Эльмир Низамов, Олег Габышев) поставили сверхзадачу – рассказать о гениальности музыкально-хореографическим языком. Вновь мы видим обращение к индивидуальности, но теперь в эпицентре внимания – талант, вспышки озарения, пророческий дар, опередивший время. Комментируя выбор персонажа для новой постановки, Олег Ивенко подчеркнул, что именно неординарная история Николы Теслы вдохновила авторский коллектив. Действительно, за 86 лет своей жизни ученый получил более трех тысяч патентов на изобретения, многие из них изменили нашу реальность, в их числе технология многофазных систем переменного тока, флуоресцентная лампа и электродвигатель. При этом изобретатель был скромным, неприхотливым в быту и не стремился коммерциализировать свои открытия.

В основе либретто лишь небольшой эпизод – конфликт Николы Теслы, мечтающего о создании доступного для всего человечества электричества, и Томаса Эдисона, рационального дельца, обманувшего молодого коллегу, присвоив себе его заслуги. Герои ставят перед зрителем непростые вопросы о нравственных ценностях и смысле научного творчества. Роль гения электричества исполнил основатель фестиваля и премьер театра Олег Ивенко. Антон Полодюк и Олег Габышев представили в разные дни свое решение образа Томаса Эдисона.

В спектакле – сложные декорации, в оформлении задействовано множество разных источников освещения. Приглашенный художник по свету Владимир Коваленко создал яркое визуальное повествование, в котором есть еще один главный герой – свет. Электричество на сцене воплощено и как отдельная физическая сущность в исполнении Кристины Андреевой-Захаровой и Каролины Заборне (каждая показала свой образ 5 и 6 ноября). Кульминацией стало использование в финальной сцене огромной светящейся колбы, созданной Электрическим музеем Николы Теслы города Сочи.

Визуальные, световые эффекты, авторскую хореографию Олега Габышева дополняет глубокая и эмоциональная музыка Эльмира Низамова, которая прозвучала в записи оркестра нашего театра под управлением дирижера Рената Салаватова. Для нового балета композитор выбрал в качестве основы струнный оркестр – своеобразный аудиообраз мира Теслы, опутанного проводами, от которых герой избавляется в финале, воплощая идеи беспроводного электричества.

Оба спектакля проекта – «Личности Миллигана» и «Тесла», – несмотря на разность тем, обращаются к внутреннему миру человека и созданы одной авторской командой. Поэтому возникает впечатление их связанности. Можно сказать, что зрителю представлен своеобразный диптих, который ведет его от темной стороны души к свету, мощной созидательной, жизнеутверждающей энергии. Но если в «Личностях Миллигана» присутствует определенная диалектика: показаны причины и формирование «множественной личности», последствия психического заболевания, – то в «Тесле» мы видим гениальность «в моменте», что создает ощущение недосказанности. Хотелось бы продолжить развитие темы гениальности, что вовсе не говорит о необходимости второго акта «Теслы». Возможно, это будет несколько одноактных балетов, посвященных людям, изменившим мир, своеобразная хореографическая ЖЗЛ, объединенная одной идеей. Тема одаренности, волнующая создателей балета, далеко не исчерпана. А потому желаю фестивалю развития, расширения географии, умного и благодарного зрителя!

Марина Горшкова

фото Виталий Янчишин

Тесла

Личности Миллигана







На главную

Оставьте первый комментарий для "Балет «ТЕСЛА»: гениальность языком пластики"

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика